ПРАЙС ЛИСТ

обновлён от 13.07.2015


скачать прайс лист


шапка шапка шапка шапка

Пресса о нас

30.04.2014

СК-Фармация: Главные принципы в сфере лекарственного обеспечения – качество и бесперебойность 

30 апреля 2014, Источник: Курсив
Динара БЕКМАГАМБЕТОВА 

Здоровье народа, лекарственная безопасность страны - все эти вопросы столь актуальны, что в последнее время не сходят с заголовков газет. Недавно ТОО "СК-Фармация" подверглось критике в ходе заседания комитета по социально-экономическому развитию Мажилиса парламента по развитию фармацевтической промышленности. Об этом писала "Курсив" в статье «По фарминдустрии первая пятилетка ФИИР сорвана», - депутаты" от 22 апреля 2014г. Мы решили узнать позицию Единого дистрибьютора по вопросам, поднятым в статье, у Председателя правления ТОО "СК-Фармация" Шолпан Ахмет. 

- Шолпан Ибадилдаевна, в последнее время ТОО «СК-Фармация» часто появляется в сводках новостей, но, наверное, не все очень хорошо понимают, в чем суть вашей деятельности. Расскажите, пожалуйста. 
- Прежде всего, позвольте поблагодарить за предоставленную возможность детально рассказать о деятельности нашей компании. 
СК-Фармация – Единый дистрибьютор по закупу лекарственных средств и изделий медицинского назначения в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи. Компания существует с 2009 года. 
Вообще, понятие Единого дистрибьютора было законодательно закреплено Кодексом «О здоровье народа и системе здравоохранения», а в своей деятельности мы руководствуемся Постановлением Правительства Республики Казахстан № 1729 от 30 октября 2009г. «Правила организации и проведения закупа лекарственных средств, профилактических, иммунобиологических, диагностических, дезинфицирующих) препаратов, изделий медицинского назначения и медицинской техники, фармацевтических услуг по оказанию гарантированного объема бесплатной медицинской помощи». 

Единый дистрибьютор развивается по основным стратегическим направлениям – экономия бюджетных средств, бесперебойность поставок лекарственных средств медицинским организациям, а также поддержка отечественного производства. Остановлюсь на каждом из направлений подробнее. 

Экономия бюджетных средств обеспечивается нашими закупочными процедурами. За 5 лет работы она составила порядка 28 млрд. тенге. Эта экономия остается в бюджете страны, и медицинские организации могут направить ее на дополнительный закуп лекарств, или на другие статьи расходов. 

Еще одно наше стратегическое направление – это бесперебойность поставок лекарств в больницы. Мы осуществляем поставку более тысячи наименований фармпродукции в 1100 больниц по всему Казахстану, предоставляющих бесплатные медицинские услуги в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, организуя своевременную транспортировку лекарств даже в самые удаленные уголки республики всеми видами транспорта круглый год и в любую погоду. 
Разработан эффективный механизм планирования закупа и поставок. Внедрена Единая фармацевтическая информационная система. ЕФИС СК-Фармация – это система управления логистическими операциями и складами, позволяющая осуществлять онлайн-мониторинг исполнения договорных обязательств, соблюдения надлежащих условий хранения и транспортировки лекарственных средств, и соблюдения остаточного срока годности.
Произошедшая недавно в стране девальвация наглядно продемонстрировала преимущества действующей системы единой дистрибуции. Заблаговременное проведение тендерных процедур на 2014 год еще в 2013 году позволило нам сохранить прежние цены закупа на лекарства. 
Бесперебойность поставок препаратов обеспечивается также и наличием неснижаемого стратегического запаса жизненно-важных лекарственных средств, сформированных за счет собственных средств Единого дистрибьютора. К сожалению, полностью избежать дефектуры удается не всегда, ведь случаются перебои с поставками у самих производителей, связанные зачастую с не зависящими обстоятельствами. Однако в наших поставках дефектура составляет не более 1 процента. При этом мы, конечно, немедленно реагируем на каждый такой случай, направляя необходимые препараты со складов других регионов. 

Стимулирование производства конкурентоспособных отечественных препаратов – еще одна наша приоритетная задача. Правилами государственного закупа лекарственных средств предусмотрены значительные привилегии при закупе продукции у отечественных производителей. Это приоритет, предоставляемый отечественным производителям в тендерных процедурах, когда при их участии в тендере заявки от иных поставщиков не рассматриваются. Также предусмотрена возможность заключения долгосрочных договоров поставки медицинским организациям отечественной продукции сроком на 7 лет. Таким образом, наша поддержка заключается в предоставлении отечественным фармацевтическим предприятиям гарантированный частичный рынок сбыта их продукции. 
Благодаря существующей системе поддержки отечественных товаропроизводителей общая сумма закупа лекарственных средств и изделий медицинского назначения отечественного производства в рамках долгосрочных договоров и через тендерные процедуры за 5 лет составила 58,3 млрд. тенге. А доля отечественного производителя в натуральном выражении увеличилась от 49% при закупе в 2009 году до 75% - в 2013. Номенклатура закупа продукции отечественного производства составляет порядка 380 наименований, т.е. в процентном соотношении, около 35 % наименований, закупаемых через систему единой дистрибуции – это товары отечественного производства, а в денежном соотношении это порядка 20%. 

- Если Единый дистрибьютор оказывает такую мощную поддержку отечественным производителям, то почему с ними расторгаются долгосрочные договоры? 
- Эта тема обсуждалась уже много раз. 
Иск заключался в следующем: при проверке Фонд национального благосостояния “Самрук Казына”, который в то время был единственным участником ТОО «СК-Фармация», нашел юридические нарушения, допущенные при заключении ряда долгосрочных договоров с отечественными производителями, и потребовал признания этих договоров недействительными. Акцентирую ваше внимание на то, что СК-Фармация в этом процессе выступала ответчиком, равно как и 5 отечественных производителей. Суд согласился с доводами истца и признал заключенные договоры недействительными. 
Хочу отметить, что вообще в ходе исполнения договорных обязательств по этим договорам возникло множество проблемных вопросов, касающихся сроков реализации инвестиционных проектов по строительству либо реконструкции, номенклатуры лекарственных средств и изделий медицинского назначения по долгосрочным договорам, не говоря уже об ответственности предприятий в случае срыва сроков ввода в эксплуатацию. 
В рамках долгосрочных договоров отечественные фармпредприятия должны были модернизировать существующее производство, или построить новое в соответствии со стандартами GMP, а заключение долгосрочных договоров с Единым дистрибьютором было призвано в свою очередь помочь новому или модернизированному предприятию получить гарантированный рынок сбыта и частично решить вопрос реализации выпускаемой продукции. 
Поймите, поддержка отечественного производства в фармацевтической отрасли, в таких масштабах, как в нашем государстве, предоставляется с главной целью – уйти от зависимости от иностранных производителей, произвести импортозамещение товарами отечественного производства. И необходимость этих мер в последнее время уже получила наглядное подтверждение. Девальвация курса тенге, произошедшая в самом начале года, могла серьезно пошатнуть лекарственное обеспечение страны в рамках запланированных бюджетов. Тут я еще раз подчеркну, что именно система единой дистрибуции не позволила отразиться колебаниям в курсе тенге на стоимости препаратов для бесплатного лекобеспечения. А будь в стране развитая фармацевтическая индустрия, товары отечественного производства с легкостью бы заменили вдруг подорожавшие импортные препараты. События на Украине… все это еще раз доказывает мудрость внедрения госпрограммы по развитию фармсектора страны. 
Возвращаясь к нашим договорам. Со своей стороны Единый дистрибьютор старательно исполнял свои задачи, заключил долгосрочные договоры, позволив тем самым отечественным производителям привлечь инвестиции в фармотрасль. Ожидая при этом, что предприятия со своей стороны начнут выполнять свою часть обязательств, переведя производство на международные стандарты качества производства фармацевтической продукции – стандарты GMP. 
И что же мы видим на деле? Предприятия все время сдвигали сроки реализации проектов в карте индустриализации, не укладываясь уже и в сроки государственной программы, которая должна завершиться к концу 2014г. 
Эти компании обязались обеспечить население страны 488 препаратами отечественного производства. Фактически поставки начались всего по 28 препаратам. 
Сейчас Минздрав, совместно с другими заинтересованными органами и профильными ассоциациями, а также и самими отечественными производителями, вносит изменения в механизм заключения долгосрочных договоров с Единым дистрибьютором, где будут учтены все выявленные недочеты предыдущего механизма – будут установлены сроки реализации проекта, переход к международным стандартам, что, кстати, откроет для отечественной продукции и зарубежные рынки. Это станет новым стимулом для дальнейшего развития отечественной фармацевтической отрасли. 

- Очередные изменения в Постановление правительства? Разве не на такие изменения жаловался недавно глава ассоциации «ФармМедИндустрия» г-н Султанов в ходе встречи с депутатами? 
- Очень странно, когда ведется такой подсчет. Странно и то, что подсчет ведет никто иной, как г-н Султанов. Ведь все изменения согласовываются и с ассоциацией «ФармМедИндустрия», которую он возглавляет, и не может не знать, что не была внесена ни одна норма, которая бы усложнила участие потенциальных поставщиков в закупе. Все изменения в ППРК направлены на упрощение работы с целью повышения прозрачности закупочных процедур. 
Не говоря об изменениях, где произведена лишь редакторская правка или приведение правил в соответствие с действующим законодательством – из-за внесения изменений в иные нормативные документы, все изменения направлены лишь на улучшение механизма закупа. Они нацелены на облегчение и удобство для всех участников закупа – как для заказчиков, так и для поставщиков. 
Могу перечислить все эти изменения попунктно: 
  • Дважды вносились изменения в правила, которые дали возможность медицинским организациям самостоятельно закупать лекарства до заключения договора с ЕД. Эта норма способствует обеспечению бесперебойности поставок. 
  • В самом начале деятельности ЕД вносилась норма, дающая косвенное подтверждение серьезности намерений производителя произвести соответствующий объем лекарств для удовлетворения потребности республики. Эта норма также способствует обеспечению бесперебойности поставок. 
  • Упрощение процедуры закупа для предотвращения и устранения последствий чрезвычайных ситуаций. 
  • Обеспечение преференции ОТП в тендерных процедурах 
  • Упрощение процедуры закупа не имеющих аналогов лекарств напрямую у иностранного завода-изготовителя 
  • Внесенные поправки позволили медицинским организациям закупать медтехнику в лизинг 
  • Поправки вносились для обеспечения доступности информации для потенциальных поставщиков. Мера нацелена на обеспечение открытости 
  • Трижды вносились изменения по сокращению потенциальными поставщиками документов для участия в закупе 
  • Дважды внесены изменения по улучшению механизма заключения долгосрочных договоров 
  • Трижды изменения вносились для приведения Постановления в соответствие с претерпевшим изменения законодательством РК 
Давайте не будем также забывать о том, что все изменения были согласованы в различных ведомствах, прошли юридическую и обязательную антикоррупционную экспертизу. Нельзя же обвинить все органы в такой слепоте? 
А все желающие всегда могут найти все внесенные в постановление правительства изменения в открытом доступе. Можно увидеть ее и на нашем сайте. 

- А правда ли, что значительно сократился закуп у отечественных производителей через систему единой дистрибуции? 
- Вопросы развития фармацевтической отрасли очень актуальны. В последнее время журналисты часто спрашивают нас об этом. 
Как я уже говорила, объемы закупа у Единого дистрибьютора определяют и предоставляют нам для организации закупочных процедур сами больницы и областные управления здравоохранения на основании своей фактической потребности. Мы много раз уже говорили, что Единый дистрибьютор является лишь оператором и организатором закупок лекарственных средств и изделий медицинского назначения в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи. Мы ни в коем случае не влияем на объем закупа, сократить объем заявленной больницами потребности просто не в наших силах и не в нашей компетенции. 
За все годы существования Единого дистрибьютора объемы закупа продукции отечественного производства постоянно увеличивались. В 2010 закуп у ОТП составил 5 млрд. тенге, в 2011 - 7 млрд. тенге, в 2012г. – 12 млрд, а в 2013 – 15,8 млрд. Как видите, наблюдается постоянный и динамичный рост. 
Хотя в дальнейшем подобный темп роста закупа отечественной продукции сохранить будет тяжело, пока производителями не будет произведено увеличение ассортимента. Когда определенными продуктами охвачено уже все население страны, пик потребности достигнут, дальнейшее увеличение потребности может произойти либо за счет увеличения числа потребителей, т.е. населения страны, на что Единый дистрибьютор точно повлиять не может, либо за счет расширения линейки производимой продукции. 
Если же в жалобах отечественных производителей речь идет об общих объемах продаж, включающие, помимо закупа у Единого дистрибьютора, розничные продажи, и закуп для амбулаторного лекобеспечения на местном уровне, то возможно, тогда проблема в самой продукции? Могут ли отечественные товары, не имея предоставляемых единым дистрибьютором преференций, выдержать конкуренцию по цене и качеству? Отечественные производители в таком случае должны завоевать доверие конечных потребителей – больниц и самих пациентов. Ни в коем случае не стоит забывать о своей ответственности перед пациентами за качество производимой ими продукции. Главный принцип, который должен руководить производителями, особенно в такой сфере как лекарственное обеспечение, это качество. Рентабельность, выгодность в этом случае должны отодвигаться на второй план. 
Отдельно отмечу, что все претензии, звучавшие в наш адрес в ходе заседания комитета по социально-экономическому развитию Мажилиса парламента по развитию фармацевтической промышленности, звучали лишь со стороны Ассоциации «ФармМедИндустрия» в лице г-на Султанова, и со стороны, как он считает, несправедливо обиженного нами руководителя ТОО «ФК Ромат». Всех остальных отечественных фармпроизводителей, очевидно, в ситуации с закупом через систему единой дистрибуции, все устраивает – мы тесно сотрудничаем, и никакого недопонимания нет. 

- Насколько справедливы обвинения г-на Ракиша в том, что его компания, отечественный производитель, не был допущен Единым дистрибьютором к тендеру? 
- Ну что тут скажешь. В марте прошлого года за ненадлежащее исполнение обязательств Управление здравоохранения СКО внесло компанию в список недобросовестных поставщиков. На момент проведения тендера Единым дистрибьютором компания «Ромат» по-прежнему находилась в этом списке. 
И г-н Ракиш умудряется обвинять Единого дистрибьютора в том, что Ромат не был допущен к закупу. Неужели мы должны подстраиваться под компанию в ожидании, когда же она из этого списка выйдет? Тендер был произведен своевременно, был заключен договор на поставку этих наименований с другим отечественным производителем. Мы осуществляем лекарственное обеспечение, мы не можем останавливать из-за кого-то закупочные процедуры, даже если это отечественный товаропроизводитель. 
Мы уже множество раз обсуждали этот вопрос и у нас, в СК-Фармация, и в министерстве здравоохранения, с юристами «Ромата». Они согласились с правомерностью наших действий. Но если собственные юристы компании «Ромат» не могут убедить свое руководство, о чем тут говорить. 

- Депутаты раскритиковали закуп 9 аппаратов для гепатообследования через «СК-Фармация» по завышенным ценам. Обоснованы ли эти обвинения? 
- Сразу скажу, что никакой проверки не проводилось, по крайней мере, судя по отсутствию какого-либо официального заключения. Насколько нам известно, в настоящее время в генеральную прокуратуру РК поступил депутатский запрос с просьбой провести проверку цены закупленных аппаратов, однако проверка еще не закончена и, говорить о каких-либо выводах еще преждевременно. 
Кроме того, здесь нужно подчеркнуть, что при закупе медицинской техники Единый дистрибьютор выступает лишь как площадка для организации и проведения тендеров. Цены закупа и техническую спецификацию предоставляют нам соответствующие уполномоченные ведомства и организации. Которые, насколько мне известно, уже много раз озвучивали свою позицию по этому вопросу в прессе. Вопрос по цене и техспецификации этого оборудования находится в их компетенции, а цитировать здесь их слова – просто не вижу смысла. 

- В адрес Министерства здравоохранения и системы единой дистрибуции в лице СК-Фармация все время звучат обвинения в коррупции. Насколько прозрачна и действенна существующая система закупа? 
- В основу правил закупа Единым дистрибьютором легли принципы надлежащей практики закупа лекарственных средств, предусматривающих целый ряд значительных преимуществ таких процедур. Первый этап, предусматривающий проверку на качественное соответствие заявленной продукции всем требованиям. Он также обеспечивает равные возможности потенциальным поставщикам благодаря тому, что заявители могут исправить погрешности в представленной документации. А второй этап, аукцион на понижение цены, позволяет значительно сэкономить бюджетные средства и обеспечить добросовестную конкуренцию. В тендерную комиссию привлекаются эксперты из заинтересованных отраслей. Для обеспечения гласности и прозрачности закупа ведется постоянная видеозапись тендерных процедур, и наблюдать за процедурами приглашаются представители самых разных структур, от правоохранительных органов до неправительственных организаций. Перед каждым тендером Единый дистрибьютор направляет приглашение наблюдать за тендерными процедурами в КНБ, генеральную прокуратуру, финпол, МВД, в НДП “Нур Отан”. 
А результаты тендеров, объемы закупаемой продукции, финансовая составляющая закупа, проводимого компанией, доступны для всех желающих как для наблюдения во время самих тендерных процедур, так и в дальнейшем на сайте компании. 
В целом, органичная интеграция ключевых направлений деятельности по логистике, маркетингу – путем заключения «прямых контрактов», поддержка отечественных товаропроизводителей, наряду со специализированными IT технологиями позволяют достичь непрерывного и бесперебойного лекарственного обеспечения населения РК. 
Имея на вооружении миссию «Содействие развитию фармацевтической отрасли Казахстана и повышение доступности ЛС и ИМН населению РК», мы знаем, что каждый день на шаг приближает нас к тому, чтобы повсюду казахстанцы могли достигнуть лучшего качества жизни.

Возврат к списку