ПРАЙС ЛИСТ

обновлён от 13.07.2015


скачать прайс лист


шапка шапка шапка шапка

Пресса о нас

25.06.2014

Шолпан Ахмет: «СК-Фармация» - успешный опыт централизации закупа 

25 июня 2014, Источник: Казахстанская правда 
 
В ходе недавнего заседания республиканского Общественного совета по противодействию коррупции при партии «Нұр Отан», где были рассмотрены вопросы о состоянии работы по противодействию коррупции в системе здравоохранения, в адрес ТОО «СК-Фармация» - Единого дистрибьютора по закупу лекарственных средств и изделий медицинского назначения в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, прозвучал ряд нареканий. Мы решили обсудить эти проблемные вопросы с руководителем «СК-Фармация» Шолпан Ахмет.

- В ходе заседания республиканского Общественного совета по противодействию коррупции при партии «Нұр Отан» у депутатов возникли предположения, что декларируемая компанией экономия бюджетных средств формируется благодаря наценке Единого дистрибьютора. Так ли это на самом деле?
- Я понимаю правильность реагирования депутатов как представителей народа Казахстана на волнующие всех вопросы лекарственного обеспечения. Эти вопросы не должны остаться без ответа, и наша обязанность – развеять все сомнения. 
Прежде всего, необходимо разобраться в понятиях, которыми мы оперируем. В нашей ситуации наценка – это не совсем верный термин. По определению, наценка – это торговая надбавка к цене товара. В нашем случае цена товара, это предельные цены, установленные Министерством здравоохранения, но «СК-Фармация» не наценивает на предельную цену уполномоченного органа, а вычитывает 10% от предельной цены. Здесь необходимо разъяснить наши процедуры более детально. 
К примеру, если предельная цена закупа на препарат составляет 100 тенге, из этой цены вычитается 10%, и закупочная цена «СК-Фармация» в этом случае составляет 90 тенге. Во время аукциона потенциальные поставщики путем открытого торга снижают цены до пределов своих возможных цен. Представим, что самая низкая цена остановилась на 80 тенге, которая и устанавливается ценой поставщика (в 80 тенге). Уже к цене поставщика (80 тенге) добавляется 10% наценка единого дистрибьютора и устанавливается цена «СК-Фармация» 88 тенге для заказчика. Но ведь больнице на этот препарат выделяется бюджет исходя из предельных цен, утвержденных Министерством здравоохранения. В рассматриваемом нами случае больница за этот препарат получают от государства 100 тенге, а у нас они покупают за 88 тенге. Эта разница в 12 тенге никакого отношения к наценке Единого дистрибьютора не имеет. Они собственно и составляет экономию, и остается в бюджете больницы. Таким образом, на сегодняшний момент за 5 лет деятельности Единого дистрибьютора экономия составила 27 млрд. тенге.
Фактически, наценка в размере 10% распространяется на все препараты кроме орфанных, на которые она составляет 4 МРП. А таких препаратов в закупе Единого дистрибьютора – 30%. То есть в среднем наценка при закупе «СК-Фармации» составляет около 8,5%, которые уходят на содержание штата сотрудников, логистику и хранение лекарственных средств, а также создание за счет собственных средств стратегического запаса лекарственных средств для лечения социально-значимых заболеваний;
Все средства, которые остаются от полученных в виде надбавки у Единого дистрибьютора после всех расходов, возвращаются в государственный бюджет в виде дивидендов. 

- Не раз поднимался вопрос о том, что при формировании «СК-Фармация», предполагалось в дальнейшем наличие собственных складов компании. Чем вы это объясняете, что компания до сих пор не обзавелась собственной логистической инфраструктурой?
- Сама система единой дистрибуции была создана по аналогии с «Фарманиагой» – малазийской компанией, осуществляющей единую дистрибуцию лекарств в Малайзии, которая имеет свои склады. Но ведь каждая система должна быть адаптирована к той стране, где ее внедряют. Учитывая географические особенности самой страны, объем оборота лекарственных средств и выполняемые функции. «Фарманиага» не только закупает централизованно лекарства, осуществляет доставку и хранения лекарств, а имеет собственные фармзаводы. Для хранения собственной продукции, субстанции, конечно, логично иметь свои склады – это оправдывает затраты. Но в нашем случае, где «СК-Фармация» является всего лишь организатором закупа, хранения и доставки лекарств, иметь собственные склады не рентабельно. Ведь большую часть времени они будут простаивать и пустовать, потому что товар «СК-Фармация» поступает на склад, и сразу же отгружается по контрагентам. Нам нужны не постоянные, а транзитные склады для приема и формирования груза по адресам. Мы покупаем не услуги хранения, а логистику. Соответственно, и оплата идет за доставку товара по факту.
В 2014г., учитывая ежегодный рост объема закупаемых лекарств и увеличение числа контрагентов, было принято решение разделить лоты по оказанию логистических услуг на четыре – юг, восток, север и запад. По условиям тендера по закупу логистических услуг для участия необходимо наличие собственных складов для транзитного хранения, наличие специализированного парка машин для транспортировки лекарств и много других требований. Учитывая все эти требования, для участия в тендере подали заявки всего шесть компаний. Это говорит о том, что у нас не так много компаний, которые имеют возможность осуществлять услуги такого масштаба. 
- Какие преимущества дало такое разделение логистических услуг на регионы?
- На сегодня эту услугу осуществляют три компании. Расстояния для транспортировки лекарств сократились в четыре раза, оперативность и своевременность усилились. Но, самое главное, при форс-мажорных обстоятельствах любая из компаний логистов может заменить другую, что минимизируют риски срывов поставок.
Нам уже сегодня надо думать о переходе на долгосрочный аутсорсинг, а не каждый год разыгрывать тендер на логистику. Когда есть такая гарантия как долгосрочный аутсорсинг на услуги логистики и хранения, частный сектор будет заинтересован инвестировать в свои склады, приводить в соответствие с международными стандартами надлежащей дистрибьюторской практики и снижения цены соответственно.

- Что компания делает для расширения закупа лекарственных препаратов напрямую у производителей, а не у дистрибьюторов?
- Согласно правилам закупа лекарственных средств, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан, напрямую у производителя мы можем закупать только безаналоговые препараты, при закупе которых нет конкурентной среды. 
На сегодняшний день прямые контракты у нас заключены только на 27 наименований. Согласна, это очень мало. Но, к сожалению, производители не заинтересованы в прямых контрактах, потому что, помимо позиций, поставляемых через «СК-Фармация», у них есть розничный рынок. Производителям выгодно иметь дистрибьютора, который занимается коммерческой деятельностью, который будет продвигать их продукцию на розничном рынке, работая с аптеками, больницами и врачами. А «СК-Фармация» этого делать не может, это будет трактоваться как лоббирование какого-либо препарата. Что касается коммерческих дистрибьюторов, им, естественно, выгодно, чтобы все позиции были в их портфеле, и это чаще всего выдвигаемые условие дистрибьютора производителю в получении эксклюзивных прав на весь портфель. Ведь у производителей продукция, реализуемая в рамках ГОБМП занимает лишь часть объема продаж, есть и розничный сектор, закупки на местном уровне, частные клиники. И производителям выгодно, чтобы дистрибьюторы продвигали их товар в розницу, поэтому неудивительно, что они соглашаются на условия дистрибьюторов.
Тем не менее, мы не стоим на месте. В результате переговоров с производителями доля прямых контрактов увеличивается. 
За годы деятельности компании наблюдается планомерное увеличение портфеля по прямым договорам. На 2014 год в рамках прямых договоров мы закупили лекарств на сумму 7,1 млрд. тенге, и экономия при этом составила 1 млрд. тенге. 

- Правда ли что в тендерах «СК-Фармация» побеждают одни и те же компании? Чем обусловлена такая приверженность одним и тем же поставщикам? 
- Хочу сказать, что у «СК-Фармация» примерно 55 поставщиков. Да, в 90% случаев поставщики из года в год одни и те же. Это объясняется тем, что иностранные компании-производители, заходя на определенный рынок, перед тем, как заключить эксклюзивный договор с дистрибьюторской компанией, с которой они планируют работать, проводят обязательную проверку на соответствие потенциального партнера требованиям компании-производителя. Проверяется история компании, ее платежеспособность, инфраструктура, склады. Не все мелкооптовые компании могут соответствовать этим требованиям. 
Условием для участия в тендере единого дистрибьютора является наличие доверенности от производителя, которую, соответственно, получают в большинстве своем лишь крупные дистрибьюторы.
С другой стороны, нельзя не отметить, учитывая недавнюю девальвацию, что выставляемые компаниями-производителями критерии при выборе дистрибьютора, актуальны. 
Мы сами ратуем за высокую конкуренцию, но мы не должны исключать те факторы, которые принимают во внимание производители при выборе дистрибьютора, а в нашем случае – поставщика (платежеспособность, устойчивость к рыночным рискам). Нынешняя ситуация с коррекцией курса тенге показала, что крупные компании устояли на ногах, благодаря чему мы избежали срывов поставок. В то время как на рынке страны не все мелкооптовые компании сумели удержаться на плаву. 

- Вызвала удивление информация, прозвучавшая в ходе заседания республиканского Общественного совета по противодействию коррупции при партии «Нұр Отан», что такая компания как «СК-Фармация» может функционировать без системы учета. Так ли это на самом деле? 
- Это замечание было выставлено счетным комитетом, на которое мы дали свое возражение. Во-первых, 1-С бухгалтерию еще никто не отменял. Компания существует уже 5 лет, как она могла бы приходовать товар и отпускать его без учета? 1С-бухгалтерия – и есть учет. Кроме того, для складского учета у нас была отдельная программа АРМ, и до 2014г. параллельно учет велся логистом на своей программе Парус. Это мировая практика – нельзя держать в одной корзине все базы данных. Ведь может случиться любой форc-мажор. Если вдруг полетит 1-С бухгалтерия, у нас есть возможность восстановить учет благодаря данным другой базы. 
Поскольку с 2014 года у нас три логиста, «СК-Фармация» разработала свою собственную программу ЕФИС (Единая фармацевтическая информационная система), которая в своем роде уникальна. Она предусматривает постоянную онлайн-связь и с больницами, и с логистами; мы отслеживаем и наличие лекарств в больницах, и сроки годности хранящихся на складах лекарств. На сегодняшний день уже есть позитивные отзывы. На недавнем совещании в Министерстве здравоохранения, куда приезжали представители 16 региональных управлений здравоохранения по лекарственному обеспечению, и ими было отмечено, что работать стало очень удобно, что нет необходимости направлять бумажные заявки – все делается в режиме онлайн. Все, кто работает по этой программе, отметили такие преимущества, как экономия времени для оформления заявок, точность заявок и т.д. Т.е. мы уже видим результаты внедрения этой программы. 
В дальнейшем мы планируем усовершенствовать эту программу, чтобы любой гражданин РК мог получить доступ в систему ЕФИС. К сожалению, бывают такие негативные случаи, когда в больницах пациенту говорят об отсутствии необходимого лекарства, а с ЕФИС он получит доступ к информации, что закуплено в рамках ГОБМП, в каком количестве отгружено, в каком остатке на этот день имеет больница по торговому наименованию. 

- Обсуждение в очередной раз коснулось цен закупа пегилированных интерферонов, использующихся для лечения больных вирусным гепатитом С. Чем Вы аргументируете высокие цены закупа по сравнению с Грузией? 
- Я понимаю столь пристальное внимание депутатов к этому вопросу. Ведь они руководствуются защитой прав граждан: чем ниже закупочные цены на препараты, тем больше охват пациентов. 
Министерство здравоохранения прилагает максимальные усилия для снижения цен на эти препараты, и с этой целью постоянно проводит переговоры. 
Ситуация в Грузии складывалась следующим образом. До недавнего времени цены на данные препараты в Грузии были такими же, как у нас. Но в ходе госзакупок препаратов для лечения гепатита С российская компания с препаратом Альгерон демпингует, предлагая цену в 115 долларов. Тендер признают несостоявшимся. Производитель Хоффманн ля Рош немедленно проводит переговоры с правительством, заключает долгосрочный договор, что будет поставлять субстанцию данного препарата местному производителю, который будет упаковывать лекарство и продавать как собственную продукцию. Заметьте, причиной снижения цены и локализации производства была конкуренция. 
К сожалению, в нашей стране этим препаратам аналогов нет, и на данный момент в Казахстане цены диктует производитель, а не рыночные условия. Хотя нашей стране созданы все условия, предоставлены преференции для отечественных товаропроизводителей, подготовлены площадки для привлечения иностранных производителей для локализации производства или упаковки продукции. Но мы не можем заставить производителя начать производство в какой-либо стране. 
- Почему «СК-Фармация» не представила руководителю ассоциации больных гепатитом С Сергею Бирюкову ответ на его запрос, какой объем пегилированных интерферонов был закуплен по регионам?
- Действительно, к нам поступало такое письмо. Нами был направлен ответ, что данный препарат в рамках ГОБМП был отгружен в управления здравоохранения областей и городов Астана и Алматы в полном объеме согласно графикам поставок. Но информацию, в каком количестве он был закуплен по регионам, «СК-Фармация» дать не может. Согласно пункту 7 типового договора закупки лекарственных средств, стороны не вправе без предварительного письменного согласия другой стороны раскрывать кому-либо содержание договора. И об этом было сказано в письме господину Бирюкову. 
Я думаю, что в масштабе страны запрашивать подобную информацию ассоциация должна с разрешения уполномоченного органа. Ведь эта информация может уйти к заинтересованным лицам, например, к производителям, которые могут использовать ее в своих интересах. Недавно один из этих производителей на слайдах презентовал статистику заболеваемости вирусным гепатитом С по нескольким странам, в том числе и по Казахстану. Я считаю, что доступность информации о количестве больных в стране СПИДом, туберкулезом, гепатитом и т.д. должна предоставляться с разрешения уполномоченного органа, иначе получается, что информация по здоровью нации оказывается слишком доступной. Ведь любые статистические данные могут значительно повлиять на рейтинг страны. Я, например, после демонстрации этих слайдов о том, что в Египте каждый десятый болеет вирусным гепатитом, ни под каким предлогом не поеду отдыхать в эту страну, и другим не посоветую. Это уже повлияло на туристическую привлекательность этой страны для меня. 
Конечно, право каждого гражданина – иметь информацию о закупе лекарств от вирусного гепатита. Но он имеет право на получение этой информации у управления здравоохранения именно в части, касающейся конкретно его прав. 

- Депутаты также обратили внимание на информацию в прессе о том, что в рейтинге национальных компаний по оценке агентства Рейтинг.kz, «СК-Фармация» заняла последнее место. Что Вы скажете по этому поводу?
- Честно говоря, мы сами были удивлены, когда увидели эти данные. Задавшись естественным вопросом, по каким критериям оценивалась наша и все другие компании, мы обратились к руководителю агентства Рейтинг.kz Даурену Сакенулы. По его словам, агентством разработаны общие усредненные критерии оценки национальных компаний, по которым и оценивается их деятельность. Среди представленных критериев оценки почти половина не подходит к деятельности нашей компании, например, «успехи нацкомпании в реализации отдельных отраслевых проектов», «наличие прорывных проектов», «реализация социальных программ и проектов, в т.ч. экологические». 
Конечно, такая «уравниловка» значительно подпортила наш имидж. В результате обсуждения с директором рейтингового агентства наших стратегических задач, он согласился, что наша компания не должна была оцениваться по этим критериям. Согласитесь, если в конкурсе среди поваров примет участие строитель, он, естественно, окажется аутсайдером, как в нашем случае. 
Отмечу также, что Даурен Сакенулы был крайне удивлен, что огромную функцию, которую несет на себе «СК-Фармация», выполняет организация со штатом всего 70 человек. В то время как гиганты, наряду с которыми оценивалась наша компания, насчитывают в своем штате тысячи и десятки тысяч сотрудников.
Если оценивать деятельность нашей компании по критериям выполнения своих стратегических задач, таких как поддержка отечественных производителей, обеспечение экономии для госбюджета, и удовлетворенность потребителя нашими услугами в части бесперебойности поставок, уверена, результаты рейтинга оказались бы иными. 

- Подводя итог беседы, в чем все же преимущества Единого дистрибьютора?
- До появления Единого дистрибьютора существовавшая в Казахстане система обеспечения лекарственными средствами в рамках ГОБМП представляла собой децентрализованный механизм. Основная часть затрат, по препаратам ГОБМП, а это 80%, приходилась на приобретение лекарств регионами. То есть каждый из 16 регионов закупал лекарства самостоятельно, а отдельные больницы еще приобретали препараты по своему усмотрению. Такая децентрализованная система имела свои слабые стороны, которые снижали эффективность и качество медицинской помощи населению. Поскольку закуп не был консолидирован, объемы маленькие, то на такой рынок компаниям-производителям было невыгодно выходить. И в этот период расцвела сеть посредников. В итоге возник большой разброс цен по регионам, цифра различались даже в медицинских учреждениях одной области. Отсутствовала вообще какая-либо относительно эффективная информационно-логистическая система. А она необходима, чтобы обеспечить своевременные поставки лекарств. При этом не было должного контроля за соблюдением правил хранения, контроля сроков годности, из-за чего лекарства просто теряли свои фармакологические свойства. Для отечественного товаропроизводителя из-за раздробленности тендеров участие было нецелесообразным, поэтому доля отечественных компаний оставалась низкой.
Идея по созданию единого дистрибьютора в области лекарственного обеспечения заключалась в создании прозрачной системы закупок и дистрибуции лекарств, исключить спекуляцию на рынке госзакупок, с подкупом врачей и с продвижением более рентабельных для дистрибьюторов и производителей неоправданно дорогих препаратов. 
ТОО «СК-Фармация» - как единый дистрибьютор лекарственных средств для осуществления лекобеспечения в рамках ГОБМП была создана с целью реализации программы по развитию отечественной фармацевтической отрасли в республике Казахстан, создания эффективной системы лекарственного обеспечения, и позволила произвести консолидацию закупок на государственном уровне и осуществлять закуп у производителей или их прямых представителей. 
Весь этот комплекс мероприятий в первую очередь ввел единую ценовую политику на лекарственные средства, установленную Министерством здравоохранения для всей страны, что значительно снизило цены закупа, а также обеспечило бесперебойность лекобеспечения в стране. 

Ключевые приоритеты в области здравоохранения, выделенные главой государства в послании народу Казахстана «Стратегия «Казахстан – 2050», включает обеспечение, предоставление качественных и доступных медицинских услуг, а также обеспечение лечения максимально широкого спектра болезней. И вся работа по выполнению этих задач проводится с соблюдением основных принципов работы Единого дистрибьютора. 

Возврат к списку